Дистанционное обучение
Пятириковой Жанны
01.02.2012

Стратегическая сессия. Мощный инструментарий для генерации идей

Любая компания рождается и выводится на рынок с целью получения прибыли путем удовлетворения каких-то потребностей клиента. Однако рано или поздно в жизни любой фирмы наступают времена, когда нужно сверить вектор развития, сформировать новое направление, либо замотивировать коллектив на покорение серьезных рубежей. Одним из эффективных инструментов для генерации креативных идей, для увеличения объема продаж в разы, является стратегическая сессия. Регулярное проведение таких мероприятий в компании помогает избежать ей застойных явлений, сохранить и увеличить долю рынка, объем продаж и прибыль. Разработка стратегии компании – работа долгая, серьезная, требующая профессионального подхода.

 

Что такое стратегическая сессия, цели и задачи

Стратегия компании – это ее цели и задачи на определенный долгосрочный период времени, руководствуясь при этом какими-то принципами и решениями. Для менеджеров компании ее стратегия – свод конкретных правил эффективного управления, для собственников – поиск разумного пути развития, для инвесторов – обоснование входа в тот или иной бизнес. Стратегическая сессия как раз и помогает в выработке всех этих составляющих долгосрочного управления компанией.

Стратегическая сессия проводится среди топ-менеджеров компании, акционеров и инвесторов, при этом инициируется собственником бизнеса, либо наемным директором, главным руководителем. Стратегическая сессия – работа групповая, активная, это не семинар, не тренинг, поскольку направлена не столько на обучение участников мероприятия, сколько на их вовлеченность в процесс, на поиск решений, способных увеличить продажи, сформировать команду, разработать план по внедрению конкретной бизнес-задачи. Хотя после сессии чаще всего не требуется проводить тренинг навыков или командообразования, поскольку совместная работа сплачивает, обучает и дает опыт практической работы.

Главными целями стратегических сессий являются:

 выработка, принятие единых стратегических решений и позиций всеми членами команды;

разработка и принятие документов, определяющих работу компании на определенный период (квартал, месяц, год, долгосрочную перспективу).

Задачи по разработке стратегии компании:

 выработка корпоративного подхода к решению сложных задач на определенном этапе жизненного цикла компании;

оптимизация бизнеса с учетом требований времени, рынка и клиентских потребностей;

выработка, генерация конкретных идей для выхода компании на новые рынки сбыта;

развитие корпоративной культуры управления, сплочение команды.

Как правило, подготовкой и проведением сессии занимается группа внутренних консультантов, либо приглашаются со стороны специалисты из тренинговых, коучинговых и консалтинговых центров.

Преимущества проведения стратегических сессий:

 они проводятся силами только заинтересованных сотрудников;

в ходе мероприятий «видят свет» самые необычные идеи, которые в дальнейшем проходят самую тщательную оценку;

при проведении достигается консенсус и взаимопонимание по основным стратегическим вопросам ведения и вИдения бизнеса, повышается консолидированность основных игроков компании;

при участии сторонних консультантов возможна объективная оценка ситуация внутренней политики организации;

формируется команда единомышленников, при этом все участники получают как теоретические профессиональные знания, так и практические навыки;

собственники и инвесторы могут оценить творческий потенциал сотрудников.

 

Как провести стратегическую сессию в компании

План проведения стратегической сессии состоит из нескольких заранее подготовленных этапов.

Этап № 1. Экспресс-диагностика и сбор ожиданий участников. На этом этапе ответственные за проведение стратегической сессии лица (квалифицированные консультанты) готовят анкеты, свод правил участия в сессии и задание. Обычно в анкете собираются вопросы, способные прояснить текущую ситуацию компании, ее роль в жизни участников. Кроме этого, в анкету могут быть включены вопросы по личной эффективности сотрудников, для определения мотивов, предложения по улучшению работы.

Целью подготовки и проведения данного этапа стратегической сессии является получение информации о соотношении ожиданий инвесторов, акционеров и возможными проблемными зонами при решении подобных задач.

На диагностическом этапе определяется список всех участников сессии, которым раздаются правила участия и схема, регламент ее проведения. Целесообразно в этих документах перед началом мероприятия определиться с основными понятиями, дать определения: что такое стратегическая сессия, какова миссия компании, ее доля рынка в сегменте, в чем идеология фирмы, какими инструментами стратегического управления и планирования предприятие оперирует. Кроме этого, каждый участник до начала сессии должен понимать какие конкретно задачи ставит компания перед ним, что от него ожидают, что он непосредственно должен делать в ходе проведения стратегической сессии.

Этап № 2. Проведение сессии. Обычно сессия проводится в течение одного рабочего дня, с перерывами на кофе-паузы и полноценный обед. Однако не возбраняется проведение серии стратегических сессий, если вопросы, поднимаемые на них, требуют столь длительного временного промежутка. В этом случае мероприятия назначаются, как правило, на последний рабочий день недели и проводятся с периодичностью один-два раза в месяц.

В ходе проведения сессии группой консультантов инициируется обсуждение следующих вопросов:

 место компании на рынке, в конкурентной среде (матрица сравнения с конкурентами);

определение сильных и слабых сторон предприятия и продукта (матрицы угроз и возможностей);

выявление конкурентных преимуществ компании;

обсуждение конкретных мероприятий для улучшений работы, формирование единого бюджета с этой целью;

разработка миссии и идеологии компании, принятия плана работы на ближайшую и длительную (до 5 лет) перспективу.

На стратегических сессиях могут быть приняты конкретные разработки по узкопрофессиональным вопросам – в области маркетинга, производства, информационной базы, финансам, кадрам, продажам, логистике и так далее. Главным достижением этого мероприятия должна стать детализация схем основного производственного процесса, формирование всех бизнес-процессов в компании.

После обсуждения всех поставленных вопросов начинается этап составления матрицы разделения ответственности в рамках фирмы: кто, за что и в какой мере должен отвечать за претворения в жизнь всех совместно выработанных решений. По сути это расширенный, детализированный бизнес-план на долгосрочную перспективу, который необходимо довести до логического завершения с целью повышения прибыльности предприятия.

Этап № 3. Подведение итогов и подготовка документов. Сразу после проведения стратегической сессии нужно оформить рекомендации, выводы, оформив их в отдельные рабочие документы. На этот этап может уйти от недели до месяца в зависимости от величины сессии и сложности поднятых на ней вопросов.


Выводы и анализ

После того, как сессия проведена, необходимо структурировать всю собранную информацию. Итоговыми документами обычно являются отчеты о диагностике, о ходе проведения стратегической сессии и план мероприятий для улучшения работы компании.

Результатами проведения стратегической сессии должны быть:

 выработка ряда конкретных мероприятий для определения стратегии компании на какой-то период;

более глубокое понимание вопроса стратегии фирмы всеми участниками сессии;

получение неожиданных, креативных, альтернативных идей для последующего внедрения их в практику продаж;

формирование крепкой, сплоченной команды, способной решить сложные менеджерские задачи;

единое понимание задач, планов и решений всеми участниками сессии.

 

Советы по эффективному проведению стратегической сессии

1. Перед началом сессии за два-три дня вышлите каждому участнику задание с конкретным описанием поднимаемых вопросов. При этом посоветуйте не обсуждать эти вопросы с коллегами, пусть каждый самостоятельно подумает над тем с помощью каких мероприятий можно улучшить деятельность компании, укрепить ее позиции на рынке. Каким он видит свое место в обновленной компании. Какой компания будет через год, через пять лет.

2. Сформируйте «правильный состав» участников, пригласите на сессию хозяев бизнеса, руководителей всех рангов, неформальных лидеров, способных влиять на мнение коллектива.

3. Разделите всех участников на три группы: собственники, инвесторы и акционеры; производственники, исполнители; топ-менеджеры, реализующие продукт, контактирующие с клиентами (коммерческий директор, начальник отдела продаж, супервайзер).

4. Лучше всего, когда в работе сессии принимают участие от семи до пятнадцати человек. Такая численность позволяет работать быстро, слаженно, не тратя времени на заслушивание каждого участника, на неконтролируемые дискуссии.

5. Не используйте маркерную доску при проведении обсуждений, лучше всего выносить вопросы на листы ватмана, которые можно в дальнейшем использовать для анализа. Не нужны ни флип-чарт, ни проектор, только бумага и маркеры.

6. Не поднимайте в рамках одного мероприятия много разных вопросов, возьмите за правило: на одной сессии – один вопрос.

7. Времени на подготовку сессии должно уйти от одного дня до недели, не больше, сама сессия – от одного до трех рабочих дней. Подготовка итоговых документов обычно занимает три-пять рабочих дней.

8. Внедрение плана работы по улучшению деятельности компании не должно превратиться в пустую формальность. Для этого назначьте ответственных исполнителей и крайние сроки реализации.

 

Какие вопросы можно решить на стратегической сессии? 

Ниже приведен перечень вопросов, которые на практике решались в разные годы среди различных предприятий заказчиков.

1. Построение саморазвивающегося отдела продаж.

2. Разработка программы лояльности для целевой аудитории клиентов компании.

3. Разработка нового диверсификационного направления бизнеса.

4. Разработка стратегии развития дочернего предприятия, партнерской программы (дисконт-центр, розничная сеть и т.д.).

5. Построение маркетинговой стратегии, направленной на повышения дистрибуции фирмы.

6. Аудит маркетинговой стратегии, стратегии прямых продаж и проведение сессий по итогам аудита.

7. Разработка миссии, идеологии и/или стратегии компании.

8. Разработка бизнес-плана перед запуском нового проекта.

9. Оптимизация существующих бизнес-процессов.

10. Разработка системы управленческого учета и бюджетирования.

11. Разработка системы материального стимулирования и немонетарной мотивации сотрудников.

12. Внедрение новых информационных технологий.

13. Разработка и внедрение перспективного позиционирования компании на рынке.

14. Разработка карт стратегических задач и сбалансированной системы показателей (к предстоящему заседанию совета директоров).

15. Определение возможных направлений синергии действий при слиянии крупных компаний.       

Ни один собственник бизнеса не знает нюансов всех бизнес-процессов в компании. Проведение таких стратегических сессий поможет ему лучше понять, как расставлены силы в предприятии, как можно улучшить работу фирмы, повысить прибыльность. Такие мероприятия выявляют внутренние конфликты, мешающие реализации стратегических планов, помогают включить коллектив в процесс преобразования. Никто из участников сессии не сможет в дальнейшем сказать, что то или иное решение было спущено сверху, без его участия.

Стратегическая сессия – современный гибкий инструмент, позволяющий оптимизировать все бизнес-процессы в компании, быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, заранее прогнозировать возможные угрозы, принимать взвешенные, выверенные, грамотные решения по адаптации предприятия в изменяющейся бизнес-среде.

Жанна Пятирикова специально для бизнес-портала BZZN.ru


Возврат к списку

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Умелые ручки