Дистанционное обучение
Пятириковой Жанны
16.07.2012

Экскурсия в Старую Сарепту. Мистика или забытая история?

В выходные отправились с друзьями в местный музей под открытым небом Старая Сарепта. Так много и часто путешествуем по миру, плохо зная местную историю. Решив восполнить пробел, не ожидали, что узнаем так много интересного и неожиданного.

Сарепта 9 июня 2012 001.jpg

9 июня 2012 наша экскурсия началась с раннего утра – из центра Волгограда до Красноармейского района, самой южной точки города, на быстрой маршрутке доехали за час. История музея-заповедника началась более 250 лет назад. В 1727 году впервые немецкие представители религиозного братства гернгутеров (лютеране) обратились с прошением о выделении им свободных земель в России для основания своей колонии.

Сарепта 9 июня 2012 081.jpg

Таких колоний множество на планете, некоторые до сих пор существуют и процветают (в США и других странах). В тот далекий год немцы получили отказ, однако снова и снова предпринимали попытки заселения в России с целью распространения своей религии и культуры среди местного населения.

Сарепта 9 июня 2012 015.jpg

Кто ищет, тот всегда найдет. И в 1763 году царский манифест позволил отдать в распоряжение гернгутеров незаселенные земли: в 1765 году на Ергенинских высотах обосновались 5 немцев. Их путь в Сарепту был труден и тернист: поначалу их приняли за немецких шпионов и посадили в тюрьму.

Сарепта 9 июня 2012 002.jpg

В Царицын они приехали в сентябре, рассчитывая, что, как и в прериях Америки, легко построят дома и перевезут в русскую колонию своих земляков. Однако зимы в Царицыне и тогда были суровыми (климат совсем за эти 250 лет не изменился!), царицынские степи небогаты лесами, а потому зиму пять добровольцев переживали туго.

Сарепта 9 июня 2012 006.jpg

Весной в Нижнее Поволжье приехали еще 50 гернгутеров, поселенных на этих землях на особых условиях. Условия те были весьма лакомыми: колонистам под постройку жилья и инфраструктуры были отданы хорошие земли в семь с лишним гектаров земли, выделена значительная денежная сумма на обустройство, на 30 лет они освобождались от налогов и повинностей, в том числе и военных, за ними сохранялось право свободного выезда за границу.

Сарепта 9 июня 2012 046.jpg

Откуда такая царская щедрость, такие льготы, которые и не снились русским, населявшим Нижнее Поволжье? С какой целью гернгутерам были даны подобные послабления? По замыслу императрицы Екатерины Второй немецкие колонисты должны были выполнить несколько задач – привить культуру ремесел русскому населению, создать новые рабочие места, защитить южные границы государства от нападения кочевников. Немцы действительно выстроили укрепления по внешним границам своего поселения, установили на них пушки. Однако от разгрома Пугачева в 1774 году эти фортификационные сооружения спасти Сарепту не смогли.

Сарепта 9 июня 2012 049.jpg

В 1823 году в Сарепте случился пожар, который уничтожил кирху, деревянные здания и фабричные дома. Немецкая аккуратность и работоспособность возродили колонию из пепла, и стала она еще богаче. При этом деревянные постройки после пожара были запрещены, колония стана краснокаменной, нарядной, праздничной.

Сарепта 9 июня 2012 003.jpg

Сегодня в музее-заповеднике сохранены почти все здания и сооружения сарептинской колонии, а в местной кирхе постоянно проводятся лютеранские богослужения. Эту кирху колонисты построили в 1774 году, в ней проходили все значимые события в жизни гернгутеров. До сих пор сохранились два входа в церковь – мужской и женский. Внутри кирхи холостые братья, проживающие в отдельном доме, располагались с левой стороны, незамужние сестры – справа. Между ними были ряды скамеек для службы, где сидели семейные пары и вдовы и сироты.

Сарепта 9 июня 2012 010.jpg

Уникальность комплекса состоит в том, что почти все дома сохранились в первозданном виде. Колония занимает площадь в 7,1 га, включает 27 строений, из которых 23 - федеральные памятники XVIII – ХХ веков.

Гернгутеры жили одной большой общиной, где были свои законы, нарушать которые никому не приходило в голову. Например, практиковался такой обычай как брак по жребию. Каждый год незамужние сестры и холостые братья могли подать заявку пастору о своем желании создать семью. Для этого девушки должны были уже быть идеальными хозяйками, а у мужчин уже должно было быть какое-то доходное дело, чтобы он мог содержать семью.

Сарепта 9 июня 2012 014.jpg

Все имущество, заработанное и накопленное, в любой семье, принадлежало общине и только на совете решалось, кому и сколько нужно выделить зерна, муки и т.д. Потому и количество свадеб ежегодно было строго регламентировано. Подать заявку можно было всем желающим, но сыграть свадьбу могло строго определенное количество пар.

Сарепта 9 июня 2012 004.jpg

В назначенный день вся община собиралась в кирхе, где стояли две стеклянные вазы, с именами женихов и невест. Женский жребий вытаскивала из вазы девочка до 4-х лет (немцы таких детей называли ангелами), мужской решал мальчик такого же возраста. Неразвернутые бумажки с именами передавались пастору, который в конце мессы оглашал пары, выбранные по жребию, и назначал дату свадьбы. Женщины смирялись со своей судьбой (Богу виднее), а мужчинам любая жена была в радость: нужен был уютный дом, куда муж мог бы возвращаться после тяжелого трудового дня. Разводов в общине не было никогда. Хотя за всю историю немецкой колонии в Сарепте лишь однажды названная невеста, не смирившись с выбором судьбы, покончила жизнь самоубийством. Именно ее призрак будто бы бродит по катакомбам Старой Сарепты. О чем была в ноябре 2011 года снята передача Битва экстрасенсов.

Сарепта 9 июня 2012 084.jpg

После пожара 1823 года обычай брака по жребию был отменен. Еще одна интересная традиция гернгутеров заключается в том, что отношение к смерти собратьев у немцев в корне отличалась от христианской. Смерть рассматривалась как обретение вечной жизни, переход в другую реальность. Потому никакого траура и быть не могло: на похоронах колонисты всегда были в белых одеждах (черный, белый и темно-синий – других цветов в Сарепте не было), пели радостные песни, кирха была украшена как на праздник. На кирхе черный циферблат часов обращен к площади Свободы, он отсчитывает земную жизнь людей, на другой стороне кирхи, которая выходит на кладбище (лучшие земли колонии), циферблат белый – цвет вечной жизни.

Сегодня в сарептинской кирхе проходит богослужение каждое воскресенье в 10 утра на русском и немецком языках. Роскошный орган звучит потрясающе: акустика в немецкой церкви уникальная.

Сарепта 9 июня 2012 005.jpg

Из кирхи наш путь лежал мимо мертвых домов, стоящих, словно без кожи, больных и обветшалых, в дом аптекаря. Сейчас там музей, а когда-то в этом доме действительно жили семьи аптекарей, которые готовили для жителей немецкой колонии лекарственные средства, здесь же продавали бакалейные товары и кофе. Выпить чашку ароматного кофе в аптеке – не нонсенс, а правило немецкой жизни. Нашим аптекам тоже не мешало бы взять на вооружение такую маркетинговую фишку для привлечения покупателей.

Сарепта 9 июня 2012 018.jpg

За домиком аптекаря всегда был огородик с лекарственными растениями. Братья Лангерфельд, известная аптекарская династия, именно в Сарепте изобрели уникальный сарептинский бальзам, настоянный на тридцати местных травах, крепостью 45-50 градусов. Поскольку алкоголь в колонии был под строгим запретом, тридцать капель бальзама жители колонии добавляли в кофе, сок или воду. Ходят легенды, что братья-аптекари продали секрет своего бальзама латышам и тот самый знаменитый рижский бальзам ни что иное, как немецкий рецепт гернгутеров.

Сарепта 9 июня 2012 033.jpg

В Сарепте никогда не было ни чумы, ни холеры, хотя и в Царицыне, и в Саратове, и в Астрахани, близлежащих поселениях эти болезни уносили жизни тысяч горожан. Немцы пили воду только из подземных источников (открыли Ергени, известный и сегодня источник минеральных вод), для всех гостей строго оговаривалось время пребывания в гостиницах колонии, а экологическая полиция того времени строго следила за чистотой лошадиных копыт и тележных колес всех тех, кто приезжал из Царицына в Сарепту. Для этого перед шлагбаумом стояла большая кадка с чистой водой, из которой мыли копыта и колеса. Уже в те времена все дорожки в колонии были деревянными, чистота и в домах, и на улицах идеальная. Какой микроб мог пройти такой тотальный контроль санитарии?

Сарепта 9 июня 2012 043.jpg

Немцы жили замкнуто, нравы были строгими, никаких вольностей и блуда. Ежедневный труд, молитвы, музыка и ведение дома. Ремесел в колонии было освоено много, поскольку внутренний закон запрещал плодить конкуренцию.

Сарепта 9 июня 2012 095.jpg

В магазине Гольбаха, который когда-то привлекал покупателей из многих соседних городов роскошеством ассортимента и колониальными товарами (через Сарепту, как и через весь Царицын, бывший Волгоград, в те времена проходил знаменитый шелковый путь), сейчас расположена основанная экспозиция музея-заповедника.

Сарепта 9 июня 2012 059.jpg

В Сарепте процветало винокурение, производство табака, фарфоровой посуды, печных труб, кузнечное ремесло и мукомольное производство были известны далеко за пределами колонии. Выпускали уникальную ткань сарпинку, варили пенное пиво, нардек (арбузный мед), разводили пчел, сеяли селена горчицы. Горчично-маслобойное производство с тех времен так и осталось эксклюзивной особенностью Волгоградской области: горчичное масло в России производят только у нас.

Сарепта 9 июня 2012 066.jpg

Из камыша плели красивые и вместительные сумки, по имени основателя этого производства их стали называть зембелями. Сарептинская выпечка была известна на всю округу: медовые пряники после приготовления держали 2 недели в холоде, пекли их по секретному рецепту, который позволял этим кондитерским изделиям в течение пяти лет сохранять свое качество. Муку мололи так мелко, что хлеб получался пышным и вкусным. Его качество проверяли так: садились на только что выпеченный каравай и если он полностью восстанавливался после того, как с него вставали, хлеб был готов к продаже.

Сарепта 9 июня 2012 070.jpg

Замки со звонками кузнецы Сарепты ковали не для себя: ни один дом в колонии не закрывался даже на ночь. Интересная фишка – звонок придавала товару уникальность и за этими звонками к немцам тоже ездили со всей округи.

Сарепта 9 июня 2012 064.jpg

Немцы на всех своих производствах задействовали наемную рабочую силу – русский персонал. Всем рабочим платили щедро: для сравнения – годовой доход бондаря в Царицыне в те времена составлял 5 тысяч рублей, деньги солидные. Наемный работник в Сарепте получал 250 тысяч рублей в год.

Сарепта 9 июня 2012 065.jpg

О первой депортации немцев с территории России задумался Николай Второй в период первой мировой войны. Однако его печальная судьба не дала возможности осуществить задуманное. В 1941 году, когда фашисты развязали Великую Отечественную войну, Сталин отдал приказ о депортации всех немцев из СССР. Пастора убили, немцев выгнали…

Во время Сталинградской битвы Сарепта не пострадала от немецких бомбардировок. Хотя от Сталинграда не осталось ни-че-го, одни руины. Ходили легенды, что фашисты знали о немецкой колонии и не бомбили этот кусочек сталинградской земли.

Сарепта 9 июня 2012 098.jpg

В бывшем доме вдов и сирот сейчас располагается Красноармейский военкомат, а многие старые дома колонистов сданы в аренду малым частным предприятия.

Сарепта 9 июня 2012 091.jpg

Вторым поводом посещения музея-заповедника была дегустация виноградных вин, выращенных в ергенинских виноградниках. Хотя у гернгутеров пить вино запрещалось, его готовили на продажу и использовали для причастия и дезинфекции воды. Мы всей группой спустились в подземелье магазина, где когда-то хранились вина и другие продукты, а сейчас бродит привидение Йохана, отца девушки-самоубийцы, которому каждый день ставят в Сарепте кружку пива и кладут краюху черного хлеба.

Сарепта 9 июня 2012 060.jpg

Нам предложили продегустировать четыре вида вина: чихирь (кислый виноматериал), вино из сортов Цимлянский устойчивый, Изабелла, Винтер. Все вина красные 6-7 градусные, домашние, очень кислые. Яблочный сидр был последним напитком прощания с музеем-заповедником. Приготовленный из сушеной яндыковки (сорт местных яблок), показался самым вкусным напитком.

Сарепта 9 июня 2012 093.jpg

Экскурсия в немецкую Сарепту оставил неизгладимое впечатление, особенно поразила забота работников музея-заповедника по сохранению памятника культуры. В бывшем доме холостых братьев сейчас располагается немецкая библиотека, здесь же регулярно проводятся бесплатные занятия по обучению немецкому языку всех желающих.

Сарепта 9 июня 2012 013.jpg

Жанна Пятирикова


Возврат к списку

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Умелые ручки