Дистанционное обучение
Пятириковой Жанны
24.09.2016

Путешествие на землю дубов. Экскурсия в Дубовку. 24.09.2016

Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной, мы изучаем край родной…

Именно эта мелодия и пришедшие сами собой на ум слова крутились с самого утра, когда за окном лил дождь с прошлого вечера, а температурный столбик предательски не хотел подниматься выше 12 градусов… Хотя накануне светило солнце и совсем по-летнему прогревало любимый город.

1980-01-01 00-00-06 (5).JPG

Ну почему организаторы выездных экскурсий за город не планируют их, опираясь на прогноз погоды?

По дороге к автобусу наша семья понесла первые потери – сильный порыв ветра убил любимый зонтик, служивший верой и правдой много лет… Первое желание – вернуться домой, однако мой муж решительно протянул мне свой зонт и уверил, что в Дубовке купим новый. Не купили, просто было некогда и негде, вымокли до нитки, но получили истинное наслаждение, узнав так много интересного.

1980-01-01 00-00-28 (2).JPG

В трудностях проявляется еще больше внимания и интереса, более того, эта поездка уже никогда не сотрется из памяти, даже в деталях. Послевкусие от этого выездного мероприятия осталось очень светлое, несмотря на сожаления по поводу состояния многих архитектурных памятников Волгоградской области. Равнодушие? Недофинансирование? Недопонимание исторической ценности? Разгильдяйство? Непрофессионализм? Какой бы вердикт мы ни вынесли, памятники стареют и разрушаются, и нашим потомкам можно будет только на фотографиях показывать былое величие и расцвет купеческой Дубовки.

1980-01-01 00-00-06 (7).JPG

Откуда в степном краю такое «лиственное» название - Дубовка? Когда-то, много веков назад, по берегу всей Волги росли дубы-красавцы. Еще в 19 веке многие путешественники в своих путевых заметках отмечали, что если пройти вверх по течению великой русской реки, можно обнаружить множество огромных дубовых пней. Уже тогда деревьев было мало, а немые свидетели остались.

1980-01-01 00-00-05 (2).JPG

На гербе Дубовки и сейчас красуется дуб, в живых остался лишь один, к нему мы подошли полюбоваться, пройдя сквозь огромную территорию заброшенного и когда-то процветающего санатория «Дубовка».  

1980-01-01 00-01-24.JPG

Мой муж с ностальгией показал мне небольшое строение – баню, которую строила его бригада по заказу санаторного начальства. Сегодня эту территорию по очереди охраняют два сторожа, а на воротах висит большое объявление – «Частная территория».

Роман Шкода, автор-краевед и экскурсовод, договорился с охранником, и вся наша героически-немногочисленная группа смело прошествовала по аллеям умершего санатория.

1980-01-01 00-00-06 (3).JPG

Живой памятник природы, дуб, которому более 400 лет, хотя на его визитке написана совсем другая дата рождения. Рядом с дубом – старый каштан, который тоже справил свое 250-летие.

1980-01-01 00-00-34.JPG

 Два ветерана из местной флоры встретили тревожно: сильный ветер трепал их полуопустошенные ветки. Смотровая площадка у дуба еще 15 лет назад была на уровне его корней… А сейчас нам пришлось спуститься вниз, чтобы прислониться к могучему торсу седого старика.

1980-01-01 00-00-06 (6).JPG

Роман еще в автобусе поведал нам историю пропавшего города, того самого, который стоял когда-то на месте современной Дубовки. Это был город Золотой Орды, Бельджамен, в переводе с тюркского «город дубов». Это был самый старый населенный пункт на территории Волгоградской области. Сегодняшний Волгоград стоит в самом сердце Золотой Орды.

1980-01-01 00-00-11.JPG

Бельджамен был построен в 14 веке одним из золотоордынских ханов. В 60 км от Волгограда располагался еще один город Золотой Орды Сарай –берке, а столица ханства Сарай-бату – на территории Астраханской области. И это был средневековый мегаполис, поскольку тогда в нем проживало 100 тысяч человек! Для сравнения: в то же самое время в Париже жили 12-15 тысяч человек.

1980-01-01 00-01-19.JPG

Все эти ханские города были построены из кирпича. В то время на Руси постройки в основном были деревянными, только палаты и храмы строили из кирпича.

Ни крепостных стен, ни каких-либо укреплений вокруг городов Золотой орды не было: так сильны и политически устойчивы были эти поселения. Свободные города, открытые миру, не боявшиеся набегов врагов, были устроены сложно, жили большой многонациональной семьей – русские, татары, греки, арабы и т.д.. Каждый в своем отдельном районе города. Не было розней, жили дружно. В центре каждого такого города был базар, вокруг него и протекала мирная размеренная жизнь.

Однако было бы так и по сей день, неизвестно как бы развивалась история средневековой  Руси.

С середины 14 века в Орде начинаются междуусобицы и розни, появляются валы, стены, города начинают укрепляться.

1980-01-01 00-00-14.JPG

Бельджамен погибает одномоментно в 1395 году: в город пришел Тимур (Тамерлан). Все города, которые ему сразу не сдавались, он уничтожал. Жителей убивали, город сжигали. Бельджамен оказал сопротивление и это был последний роковой шаг в судьбе исчезнувшего в одночасье богатейшего города. До сих пор археологи в историческом слое Дубовки находят скелеты жителей погибшего города перерубленные пополам, обожженные, изуродованные…

Исчезнувший город пытались восстановить в 15 веке, однако былой славы немногочисленное поселение так больше и не увидело. Но кирпичные стены остались. И этим историческим кирпичом заинтересовались уже в 18 веке, когда в соседнем Царицыне началась промышленная революция.

Небольшое отступление: Дубовка стала активно развиваться с 1735 года, когда на месте города-призрака волжские казаки основали новый город. До ХХ века никто ничего не знал о существовании Бельджамена, его «открыли» советские археологи. До сих пор на дорогах Дубовки можно найти осколки керамики 14 века. Сегодня это памятник федерального значения, доподлинно известен план улиц исчезнувшего города, система канализации, расположение русского квартала. И его название Бельджамен было открыто не так давно, до этого поселение именовалось Водянским городищем.

А в 1735 году казаки увидели большие пни, огромные дубы и назвали свое поселение Дубовкой. Вот так исторически совпало название – и на тюркском, и на русском оно означает одно и то же: земля дубов.

1980-01-01 00-00-07.JPG

Казачий городок, военное поселение. Пугачевский бунт… Казаки Пугачева поддержали, встретили хлебом-солью, когда он решил перезимовать и набраться сил на юге перед штурмом Москвы. Саратов, Камышин, Дубовка – все эти города сдались Пугачеву. Единственный город на Волге, который дал серьезный отпор пугачевскому войску, был Царицын (сегодняшний Волгоград).

Благодаря стратегии тогдашнего военного коменданта Царицына полковника Цыплетева в 1774 году войска Емельяна Пугачева получили серьезный отпор. В конце августа 1774 Пугачев был пленен в Черном Яру (Астраханская область) и доставлен в Москву, где его казнили.

За такой героический поступок Екатерина Вторая пожаловала коменданту Цыплетеву и титулы, и земли. Именно тогда Царицын получил Садовую и земли сегодняшнего поселка Горького.

Екатерина в свое время за поддержку пугачевского бунта волжскими казаками статус города Дубовке не пожаловала. Более того, всех казаков отправила воевать на Кавказ. И Дубовка почти превратилась в город-призрак. Так и оставшись посадом, не городом.

Вернемся к историческому кирпичу города-призрака Бельджамена. Пока отец-комендант защищал город от шаек самозванца, его дочь проявила недюжинные предпринимательские способности и разобрала по кирпичику остатки исчезнувшего города. Однако в Царицыне нет ни одного здания из золотоордынского кирпича, весь транзитом ушел в другие города.

1980-01-01 00-00-05 (3).JPG

Нужно сказать, что очень удобное географическое расположение Дубовки – самое узкое место между Волгой и Доном, могло бы привести этот сегодняшний провинциальный городок в расцвет, сделать столицей юга. Если бы не одно неверное стратегическое решение…

Во времена, когда автомобилей еще не было и железных дорог тоже, реки были главными транспортными артериями большой России. И самая главная река в ее европейской части Волга принимала грузы из всех областей: лес и рыба, бакалея и нефть, стройматериалы и продукты. По Волге до Дубовки, потом посуху – на упряжках волов (по 4-6 животных в одну подводу-фуру) до Дона. И дальше снова по реке. 60 км в одну сторону, 60 км в другую. 12 тысяч фур на этом участке, подводы через каждые 10 метров. Живой поезд. Благодаря этому Дубовка к 18 веку стала в три раза больше уездного Царицына. Для сравнения: в то время в Дубовке проживали 15 тысяч человек, а в Царицыне 4-5 тысяч. Нужно отметить, что и сегодня в Дубовке так же 15 тысяч населения. Умирающее поселение.

1980-01-01 00-00-15 (2).JPG

Итак, какое же событие стало роковым для расцветающего города? В 1840-х годах в России стали строить железные дороги. Первая на конной тяге – Петербург – Царское село, для выезда царя и его семьи на отдых. Вторая – Дубовка-Качалино. Больше железных дорог в то время в России не было.

Но эту ветку дороги построили некачественно, без учета глинистых почв Дубовки, и триста вагонов, перевозивших грузы к Дону, пришли в полную негодность. Через год и разъехавшимся рельсам, и вагонам потребовался капитальный ремонт. Опять вместо ж/д стали грузы возить воловьи «поезда» из фур.

И дубовские купцы решили, что негоже им конкуренцию устраивать – железного коня сравнивать с живыми волами. А в то время в Петербурге было принято решение начать строительство железнодорожной ветки Царицын-Калач, на что царицынские думцы свое согласие дали.

И сегодня остался целым и рабочим тот участок железной дороги, и сегодня по нему бегут товарные поезда, перевозят грузы из Волгограда дальше на юг.

Царицын стал очень быстро развиваться, а Дубовка становиться депрессивным регионом. За 40 лет из уездного города Царицын превращается в «Русский Чикаго», бурно развивается промышленность, в городе открываются заводы, фабрики, театры, лицеи, банки, ломбарды и т.д. В начале ХХ века в городе уже проживало 70 тысяч человек, до Октябрьской революции – 150 тысяч. Сегодня – больше миллиона.

Но Дубовское и Царицынское купечество – две очень большие разницы. Потомственные дубовчане, богатые купцы становились меценатами, благотворителями, строили в Царицыне театры и образовательные учреждения. А царицынские купцы – «продукты» промышленной революции, стали богатыми в первом поколении, нувориши. Заработать, обмануть, сорвать куш..

1980-01-01 00-01-44.JPG

За интересным историческим экскурсом мы доехали до Дубовки и под проливным дождем подошли к дому купца Артамонова. Когда-то шикарный особняк сегодня превратился в умирающее здание.

1980-01-01 00-00-16 (2).JPG

Совсем недавно в нем квартировался местный банк, который обанкротился и, выводя средства, продал эту дубовскую реликвию за беспрецедентно высокую цену в 200 млн рублей новосибирской фирме-однодневке. Теперь ни фирмы, ни денег, а администрация города не может начать реставрацию чужого здания. Печальная история исторического здания номер один в Дубовке.

1980-01-01 00-04-23.JPG

Туристические тропы к Волге от дома Артамонова.

1980-01-01 00-02-20 (2).JPG

Строили на века

1980-01-01 00-00-10.JPG

Напротив спорного дома стоит еще один знаменитый купеческий особняк 19 века – дом купца Воронина. Сейчас это жилой дом с пластиковыми окнами. Воронин – тот самый богатей, который купил сгоревший дом Божескова в Царицыне.

Рядом с этими двумя историческими памятниками архитектуры расположена небольшая базарная площадь, на которой в конце 18 века стоял домик Пугачева, где Емельян Иванович зимовал перед  решающим сражением.

1980-01-01 00-00-05.JPG

Далее мы посетили еще один интересный купеческий дом – дом Жемарина. Живое строение, наполненное культурой и духовностью: сейчас в нем расположилась библиотека.

1980-01-01 00-00-26.JPG

1980-01-01 00-01-53.JPG

1980-01-01 00-02-10 (2).JPG

Печь с изразцами, плафоны для люстр, исторические двери, пол, лестница, вход, даже дверные ручки – все это с любовью сохранено для потомков. И старенькие библиотечные книги, стеллажи книг из моего детства… Сердце сжалось от ностальгических воспоминаний – поход в библиотеку для меня с пяти лет был настоящим праздником.

1980-01-01 00-00-23.JPG

1980-01-01 00-00-09.JPG

Последняя остановка была в Дубовском женском монастыре. Дождь и ветер усиливались, и вторую потерю зонта наша семья пережила уже на территории монастыря.

1980-01-01 00-00-04.JPG

Монастырю в прошлом году исполнилось 150 лет, его основал настоятель храма в Дубовке Иоанн Покровский. Экскурсию по монастырю проводила маленькая монахиня, на вид которой было лет двадцать… На самом деле – 39 лет.

Долго и трудно строился монастырь, пережил много испытаний. Нашлись богатые меценаты, например, Матвей Посохин увековечил свое имя, подарив монастырю целый кирпичный завод.

1980-01-01 00-00-13.JPG

Много легенд связано с созданием монастыря. Например, самая интересная – отец Иоанн объезжал монастырские земли с целью поиска воды. Стал на молитву, молился так искренне, так отрешенно, что даже произошло «моление на воздухе» - левитация. И скоро в этом месте забил источник. Он и сейчас в жаркий день утоляет жажду паломников и монахинь. Мы из-за погоды не рискнули спуститься по скользкой грунтовой дороге к святому источнику и набрать живой воды.

1980-01-01 00-01-42.JPG

Первая служба в храме монастыря была проведена 21 ноября 1865 года архиепископом Михаилом.

Сначала в монастыре проживали 6-7 сестер, потом их стало более пятидесяти, но вскоре в их рядах произошел раскол, смута. Часть сестер решили, что с отцом Иоанном им не по пути и примкнули к отцу Павлу. Стали писать доносы епископу. В те далекие времена долго не разбирались – поступил сигнал – приняли меры. Батюшку отстранили от службы, назначили настоятельницу монастыря.

Но две самые преданные Иоанну сестры пошли к императрице Марии Александровне с прошением за помощью. По ее указу провели тщательное расследование и вынесли вердикт: отец Иоанн невиновен.

1980-01-01 00-00-28.JPG

Монастырь… Молитвы, послушание… А грехопадения так часты. Большое искушение властью…

Отец Иоанн был провидцем и точно знал, что его оправдают, однако не дожил до этого светлого дня. В день его смерти пришла бумага из столицы с оправдательным вердиктом.

1980-01-01 00-00-54.JPG

Мощи отца Иоанна хранятся в храме монастыря и сегодня, его останки нашли в наше время при восстановлении разрушенного здания, под полом, в день его ангела – 7 июня 1992 года.

В советское время монастырь был закрыт. В 1927 году 15 сестер-монашек расстреляли без суда и следствия, а Вознесенский собор был разрушен до основания.

Долгие 70 лет на территории монастыря квартировались:

- бытовая колония для несовершеннолетних

- склад боеприпасов

- во время Великой отечественной войны госпиталь

- школа-интернат для умственно отсталых детей.

1980-01-01 00-00-41.JPG

Этот интернат существовал до 1995 года, тогда как уже в 1991 году Дубовский монастырь снова открылся. Двадцать неблагополучный семей, проживающих на территории монастыря, расселялись в другие населенные пункты довольно долго. И сегодня там проживают еще две семьи.

1980-01-01 00-00-41 (2).JPG

Во время возрождения монастыря построили корпус для сестер, трапезную, монастырскую лавку. Сейчас идет строительство звонницы.

В настоящее время на территории монастыря проживают тридцать сестер, чередующих послушание и моление. С 1998 года настоятельница монастыря игуменья Анна.

Послушание – это работы, которые сестры не выбирают. Каждое утро они получают определенное задание по хозяйству. А хозяйство у сестер знатное – большой коровник, свечной цех, швейная мастерская, два больших огорода, виноградник и т.д.

Денег они за свой труд не получают никаких, на полном обеспечении монастыря.

Более десяти лет сестры ходят в послушницах, укрепляются в вере, очищают свое сердце, освобождаются от греховных мыслей и деяний. И лишь затем могут принять постриг в монашки. Если во время послушания можно сделать выбор – уйти или остаться в монастыре, то, пройдя постриг, уход считается смертным грехом, за который монашку не отпевают, хоронят вместе с самоубийцами после ее смерти.

1980-01-01 00-00-06 (2).JPG

Становясь монашками, женщины и девушки дают три обещания: послушания, нестяжательства и целомудрия. При постриге монашкам меняют одежды (черная рабочая) и имя. Главная цель монашек – ежедневная работа над своей душой, искоренение грехов и любовь ко всем людям планеты.

Их миссия – сохранение культурного и религиозного наследия христианства, молитвенная поддержка человечества. Для этого читаются неусыпальные молитвы круглосуточно.

1980-01-01 00-00-07 (2).JPG

В храме много уникальных икон, однако одна привлекает особое внимание: подокладная икона Тихвинской Богородицы (1842 год). Подколадная – когда под богатым окладом нет ничего, кроме лица и рук Божьей матери, вся икона не написала на доске.

Икону привезли в монастырь в 2005 году, в праздник Тихвинской Богоматери 9 июля. Весь оклад украшен драгоценностями – перстни, кольца, цепочки с крестиками из серебра и золота: так прихожане благодарят икону за исцеления.

Икона пожертвована в 2005 году архимандритом Назарием, наместником Александро-Невской Лавры из запасников этого монастыря и является списком с чудотворной Тихвинской иконы, которая находится в г. Тихвине.

1980-01-01 00-01-04.JPG

Весь иконостас храма написан отцом Сергием Ермаковым.

Уходили их храма в задумчивости и благодарности. Поставили свечи, заказали обедни, помолились о благополучии своих родных.

Монашки пригласили в трапезную, выпить горячего чаю перед обратной дорогой. Угостили хлебом собственной выпечки и ароматным яблочным вареньем из яблок своего сада.

1980-01-01 00-00-04 (2).JPG

Территория монастыря очень большая, пока не вся освоенная, но чистота в каждом здании, в каждом помещении какая-то стерильная. Даже высокая лестница в трапезной устлана кипельно-белыми половыми тряпками. На мой вопрос – нужно ли разуваться, как по такой белизне да грязными ногами с дождя ступать – был испуганный ответ: «Нет, что вы? Ни в коем случае».

После чаепития группа экскурсантов отправилась за молочными продуктами собственного приготовления – сестры сами готовят из молока творог, сметану, йогурты. Полные сумки свежей молочной продукции загрузили в автобус и отправились по домам. До Волгограда лил дождь, как только въехали в город – обрадовались сухим тротуарам и проспектам.

1980-01-01 00-00-06.JPG

По дороге домой сделали еще одну небольшую остановку возле храма Архистратига Михаила Архангела в Ерзовке. По одному и тому же архитектурному проекту в Дубовском монастыре будут восстанавливать Вознесенский храм, подобный ерзовскому.

И еще одну легенду услышали от Романа Шкода. Во время ВОВ на колокольне храма в Ерзовке засел немецкий снайпер. Советские войска «выкуривали» его довольно долго, силы были неравны, и снайпера так и не удалось снять с этой высоты.

Много лет спустя в рамках советско-немецкой дружбы в один из Дней победы в Ерзовке встретились тот самый немецкий снайпер и наш боец, который вел прицельный огонь по этой точке. Неисповедимы пути господни.

дубовка.jpg

Вернулись домой одухотворенными, промерзшими, но такими счастливыми. Никакие трудности не смогут стать препятствием на пути к изучению истории родного края.

Жанна Пятирикова

 

 

 


Возврат к списку

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Умелые ручки